+7 (423) 230-1590
   

Статья. Морской VSAT

 

 MARITIME VSAT /  МОРСКОЙ VSAT
(широкополосный морской доступ в Интернет)



article_morskoi_vsat_1 article_morskoi_vsat_2
   

 

Миграция с берега на море
Постоянно растущая потребность в передаче больших объёмов информации по направлению берег–судно-берег и судно–судно сказалось на развитии спутниковых систем связи на всём морском пространстве. Судовладельцы, нуждающиеся в функционально эффективных и экономически выгодных средствах связи, сегодня рады улучшившейся ситуации. Недавно для них появился целый сегмент рынка спутниковой связи, который называется морской VSAT, или maritime VSAT (Very Small Aperture Terminal — терминал с очень маленькой антенной). Изначально разработчики не планировали использовать технологию VSAT на море, но со временем она в силу необходимости туда всё-таки «мигрировала». Произошло это в начале 2000-х годов, когда решилась проблема автоматической перенастройки антенны на новый спутник во время движения судна. Оригинальное решение предложила тогда компании iDirect, внедрившая специальный протокол OpenAMIP для реализации управленческого взаимодействия между стабилизированной антенной и спутниковым модемом. С этого момента главным потребителем VSAT стал морской транспорт. Основная функция морского VSAT — организация высокоскоростных сервисов передачи данных и телекоммуникационных услуг на судах по спутниковому каналу. Технология морского VSAT активно реализуется на флотах всех развитых стран, недавно это стало возможно в России. Оборудование широкополосной (высокоскоростной) спутниковой связи, основанной на технологии VSAT, соответствует всем требованиям, предъявляемым судами и плавучими сооружениями. На рынке существует много компаний, предоставляющих исключительно морской VSAT, он надёжно обеспечивает суда круглосуточной непрерывной связью по самым современным стандартам широкополосной спутниковой связи.

 

Навигация в сложном мире морского VSAT
Сегодня многочисленные провайдеры системы VSAT стремятся выйти на конкурентный рынок морского VSAT. Ещё недавно в этом сегменте господствующие позиции занимала система Инмарсат, предлагавшая высококачественную голосовую связь и услуги передачи данных на помегабайтной основе. Однако коммерческий успех на рынке морского VSAT сегодня гарантирован лишь тем, кто способен обеспечить услуги широкополосной связи за фиксированную стоимость. Конкуренция растёт, появилось много новых игроков: Speedcast, Singtel, KVH Industries, Orange Business Services, Satlynx, Hughes Network Systems, Intelsat, Ship Equip, Globecomm, Caprock и Norsat. Их цель — оттеснить с лидирующих позиций таких провайдеров как Inmarsat, Radio Holland, Vizada/Marlink, Globe Wireless и Stratos. У рынка огромный потенциал как на установку спутниковых антенн и терминалов морского VSAT, так и на оказание услуг передачи данных по фиксированным ценам. Применение систем морского VSAT в качестве широкополосной спутниковой связи дает ощутимый экономический эффект в сравнении с имеющимися сейчас системами связи — Inmarsat, Iridium, GlobalStar, Thuraya. Высокая скорость передачи данных делает возможным внедрение новых сервисов на судах, ранее эти сервисы не рассматривались ввиду их крайней экономической неэффективности. По сути, новая технология является следующей ступенью в области повышения эффективности и уровня безопасности работы не только отдельно взятого судна, но и флота в целом.

 

Нескучный пейзаж выгод и потерь
Морской VSAT умеет то, чего не достигли крупнейшие операторы: связи Инмарсат, Иридиум и Турайя. Несмотря на то, что спутниковых телефонов на рынке предостаточно, предложений широкополосного, т.е. высокоскоростного, Интернета — нет.  Дело в том, что Инмарсат, Иридиум и Турайя работают на частотах в L-диапазоне. При такой технологии максимальная скорость передачи данных — не более 492 Кбит в секунду, а в местах большого скопления судов (Суэцкий канал, пролив Ла-Манш и др.) скорость передачи данных не выше 12-15 Кбит в секунду. Спутниковая модель морского VSAT — единственная, которая способная гарантированно обеспечить скорость передачи данных до 4 Мбит/сек.. Это связано с тем, что услуги VSAT обеспечиваются в основном в Ku-диапазоне (работает также в С- и даже Ка-диапазонах). Вопрос стоимости оборудования на первый взгляд не в пользу морского VSAT. Однако расчёты показывают, что стартовые вложения быстро окупаемы за счёт дешёвого трафика, плюс судовые компании получают высокую скорость передачи данных, надёжность и неограниченный доступ в Интернет по цене ниже, чем у конкурентов.

 

article_morskoi_vsat_3 article_morskoi_vsat_4 article_morskoi_vsat_5 article_morskoi_vsat_6
С-, Ku-, Ka- диапазоны
Морской VSAT
L-диапазон
Инмарсат
L-диапазон
Иридиум
L-диапазон
Турайя

 

Сеть построения глобального успеха
Сеть спутниковой морской связи на базе VSAT состоит из трёх основных элементов: центральная земная станция (если таковая необходима), сеть спутников-ретрансляторов и судовые VSAT-станции (терминалы).

 

  1. Центральная земная станция (ХАБ/HUB) обычно располагается в узле сети с наибольшим трафиком, обеспечивает управление и перераспределение ресурсов, следит за неисправностями и тарификацией, осуществляет связь с береговыми службами и т.д.
  2. Судовой VSAT-терминал включает в себя надпалубный блок (стабилизированная антенна, снабжённая радиочастотным приёмопередатчиком) и подпалубный блок (контролер антенны и спутниковый модем, обеспечивающий сопряжение спутникового канала с оборудованием пользователя: сервер, компьютер, телефон, факс и т.д.). VSAT-терминалы могут быть установлены на всех типах судов: яхты, катера, рыболовные, научно-исследовательские, торговые и пассажирские суда. В связи с тем, что суда находятся в постоянном движении в силу изменения курса, качки и рыскания, антенны VSAT снабжаются гироскопом с целью стабилизации в пространстве и заданной направленности на спутник, обеспечивая тем самым постоянный приём и передачу сигналов.
  3. Спутниковая группировка морских VSAT построена на базе разных спутниковых флотилий (например, Interlsat и Eutelsat и др.).

 

Иерархия оборудования
Независимо от того, кем оперируются морские сети, существует выстроенная иерархия оборудования и связанного с ними функционала, начиная от базового оборудования и кончая  суперсовременными устройствами, призванными снизить затраты на обслуживание. К базовому оборудованию относятся стабилизированная антенна (по типу, например, всенаправленной наружной морской антенны компаний SeaTel), спутниковый модем на базе, например, оборудования компании iDirect, а также хабы и сетевое оборудование, такое как маршрутизаторы и коммутаторы. Далее необходим спутниковый канал, чтобы организовать связь с судном. Задача такого оборудования – обеспечить стабильную и надёжную связь. Ведущей технологией этого уровня является сетевое администрирование Uplogix, это средство для удалённого автоматизированного контроля за работой и восстановлением комплекса морского VSAT, а также внешних устройств, подключенных к системе. С помощью Uplogix связь может быть восстановлена посредством спутника, телефонной сети общего пользования и GSM-сети. Технология Uplogix помогает улучшить развитие IT-инфраструктуры и сократить расходы на её обслуживание, лучше организовать трафик.

 

Качели: баланс цен и услуг
Цены, рекомендованные производителем (MSRP) на оборудование морского VSAT в Ku-диапазоне, следующие: оборудование (надпалубный и подпалубный блоки) — 54 374 USD, установка и ввод в эксплуатацию — 5 000 USD, приблизительные ежемесячные затраты при 36 месяцах амортизации — 1 649 USD. Покупать морской VSAT имеет смысл при трафике более 385 Мбайт/месяц, так как с дальнейшим ростом трафика в системе VSAT в Ku- и C- диапазонах уровень затрат практически не изменяется. Что же касается спутниковых систем, работающих в L-диапазоне (Инмарсат, Иридиум, Турайя), то с ростом трафика экономическая зависимость там растёт линейно.

 

article_morskoi_vsat_7

 

(источник: IDirect, подробрный анализ - скачать, pdf, англ. яз.)

 

Услуги морского сервиса VSAT далеко не исчерпываются широкополосным доступом в интернет, передачей данных на высокой скорости и телефонией по «земным» тарифам. Услуги морского сервиса VSAT — это не только комфортные условия для пассажиров, моряков и рыбаков, но и совершенно новый уровень безопасности мореплавания. Это и интеграция с бортовыми навигационными системами, электронное декларирование, телеметрия, видеонаблюдение за бортовыми комплексами, дистанционное управление и обучение, все виды технической и информационной поддержки, телемедицина и многое другое.


Мировой рынок морского VSAT продолжает демонстрировать взрывной рост. В России же этот сегмент только-только начинает разворачиваться (благо есть спутниковая сеть VSAT-ГПКС, развернутая в России в 2009 году). И уже есть хорошая новость. Группа компаний Примрыбснаба выступила заказчиком по развертыванию системы морского  VSAT на Дальнем Востоке. Цель проекта — объединить объекты и морские суда Примрыбснаба в единую корпоративную сеть. (источник: Comnews). Лёд, надо полагать, тронулся.