Статья. Спутниковая система Инмарсат
Спутниковая система Инмарсат
(группировка геостационарных/экваториальных спутников)
Рождённая по международному заказу
Международная некоммерческая организация морской спутниковой связи ИНМАРСАТ (International Maritime Satellite, возможные варианты написания: InMarSat, Inmarsat, Инмарсат, ИНМАРСАТ) была учреждена 16 июля 1979 года по заказу международной морской организации ИМО (IMO, орган Организации Объёдинённых Наций) — в целях налаживания сети спутниковой связи для морского сообщества. В 1982 году ИНМАРСАТ вступила в фазу коммерческой деятельности, сохранив за собой название ИНМАРСАТ. Целью нового проекта было создание самофинансирующейся структуры для повышения уровня безопасности перевозимого груза и человеческих жизней на море. С ростом технического прогресса компания ИНМАРСАТ очень расширилась, возникла необходимость в изменении статуса, так как космическим сегментом стали пользоваться не только морские службы, но и службы сухопутной и воздушной подвижной связи (поезда, автомобили, самолёты и др.). В этой связи ИНМАРСАТ была наделена новыми функциями и фактически преобразована в международную организацию подвижной спутниковой связи — IMSO (International Mobile Satellite Organization). В 1999 году, в связи с переходом ИНМАРСАТ в частные руки, бизнес разделился надвое, большая его часть преобразовалась в международную коммерческую компанию «ИНМАРСАТ, PLC» (со штаб-квартирой в Лондоне), а оставшаяся часть — в международную межправительственную организацию IMSO.
Деньги из космоса
Расширение доступа к космическому пространству частным поставщикам услуг связи постепенно ведёт к коммерциализации космоса. И ИНМАРСАТ была в этом смысле в космосе первой. Несмотря на сложности, связанные с выводом тяжёлых и дорогих коммуникационных спутников на самую высокую — геостационарную — орбиту, несмотря на качество связи, отягощённое задержкой при доставке сигнала, а также громоздкость самих терминалов (телефон в кейсе-чемодане и раскладная антенна зонтиком) и высокую стоимость услуг, ИНМАРСАТ продолжала эффективно развиваться. Сегодня глобальные услуги мобильной связи, предоставляемые ею на коммерческой основе, включают голосовую, факсимильную, телексную и мультимедийную связь для пользователей всего мира, находящихся в движении или в очень отдалённых глухих районах, где отсутствуют надёжные наземные сети. Услугами ИНМАРСАТ пользуются правительства, службы спасения, СМИ, нефтегазовые компании, морские и речные судоходные компании, авиакомпании, военные и т.д. Выручка ИНМАРСАТ в 2009 году составила 1’038,1 млн. USD, а чистый доход 152,8 миллионов USD. Акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже (ISAT).
Техническое хозяйство Инмарсат
Спутники, центр управления спутниками и центр эксплуатации сети принадлежат ИНМАРСАТ. Компания предлагает услуги не напрямую, а через сеть береговых наземных станций и сервис-провайдеров ISP (Inmarsat Service Provider). Связь осуществляется посредством специальных цифровых радиопередатчиков, называемых терминалами. Как и большинство систем спутниковой связи, ИНМАРСАТ состоит из космического, наземного и пользовательского сегментов. Сигнал от абонентского терминала поступает через спутник на наземную станцию (ХАБ), которая маршрутизирует его в соответствующую наземную сеть. В обратном направлении сигнал от абонента поступает в ХАБ, оттуда сигнал маршрутизируется на терминал. Таким образом, все функции по установке соединения выполняет ХАБ, спутники используются только для ретрансляции сигнала. Центр спутникового управления находится в Лондоне, а станции слежения и сбора телеметрии — в Канаде, Китае и Италии. Связь обеспечивается в пределах широт до 70 градусов, северный и южный полюса в зону охвата не входят; связано это с тем, что спутниковая группировка ИНМАРСАТ состоит из геостационарных спутников, которые «неподвижно висят» на высоте 35’786 км над заданными точками в районе экватора Земли. Такая сеть спутников отличается стабильностью связи, так как во время связи не нужно переключаться со спутника на спутник. В зависимости от территориального расположения спутники получили названия: Индоокеанский (IOR, 64,5 в.д), Тихоокеанский (POR, 178 в.д.), Восточно-Атлантический (AORE, 15,5 з.д.), Западно-Атлантический (AORW, 54 з.д.).
Четыре поколения "спутников жизни" Инмарсат
В настоящее время ИНМАРСАТ использует группировку из 11 собственных геостационарных спутников. Самый первый спутник был запущен в начале 1989 года, тогда же ею стали предоставляться первые услуги наземной мобильной спутниковой связи. Услуги авиационной связи начались годом позже. В целом сегодня Инмарсат эксплуатирует спутники трех поколений: Inmarsat-I2, I3 и I4.
Спутники Inmarsat-I2 были запущены в 1990-1992 гг. и имели расчетный срок службы 10 лет. В настоящее время спутник I2-F3 выведен из эксплуатации, I2-F1, F2 и F4 используются как резервные для Тихоокеанского, Западно-Аттлантического и Индийского регионов, а также сдаются в аренду.
Спутники Inmarsat-I3 были запущены в 1996-98 гг. С их помощью была реализована концепция зональных лучей (каждый спутник генерирует один глобальный и до семи зональных лучей). Благодаря этому стала возможна разработка более компактных абонентских терминалов: Инмарсат-М и Мини-М.
Спутники Inmarsat-I4 – это спутники последнего поколения, реализующие концепцию широкополосной сети ИНМАРСАТ и имеющие большую ёмкость, мощность, эффективность спектра и чувствительность приёмников. Как и предшественники, I4 имеют глобальный луч с покрытием трети земной поверхности, а также 19 широких зональных лучей, покрывающих ту же область и обеспечивающих работу терминалов последнего поколения: Fleet F77 128K, Fleet F55, Fleet F33. Имеющиеся 228 узких зональных лучей обеспечивают работу сети BGAN (скорость передачи данных до 492 Кбит/с.).
Заботы многодетного семейства
ИНМАРСАТ предлагает услуги связи для целого семейства спутниковых систем связи, которые называются Inmarsat-А, Inmarsat-В, Inmarsat-С, Inmarsat-М, Inmarsat-Mini-M и т.д. Все они характеризуются различными возможностями и эксплуатационными параметрами. Несмотря на то, что для глобального охвата поверхности земли (за исключением полюсов) достаточно иметь на геостационарной орбите 3 спутника (плюс один запасной), ИНМАРСАТ имеет их много. Связано это с тем, что, запустив спутники типа А и разработав под него оборудование типа А, ИНМАРСАТ через какое-то время запускал новые спутники, но уже для нового оборудования. Постепенно ИНМАРСАТ стал представлять собой набор сетей с различными услугами.
Inmarsat-A — это самый первый тип терминалов, который обеспечивает голосовую и телексную связь по аналоговому каналу с возможностью передачи данных на скорости 64 Кбит/с; в настоящее время терминалы не выпускаются и не поддерживаются.
Inmarsat-B — это цифровой вариант стандарта А, обеспечивает голосовую и телексную связь на скорости 2,4 Кбит/с и передачу данных на скорости 2,4 Кбит/с; существует в судовом, наземном и автомобильном вариантах; морально устарел; терминалы практически не выпускаются.
Inmarsat-C — предназначен для организации диспетчерских систем и контроля за подвижными транспортными средствами (кораблями, автомобилями, самолетами), а также для передачи и приёма небольших текстовых объёмов информации; голосовая связь не предусмотрена; в судовом варианте может комплектоваться встроенным приемником GPS; имеет малые габариты антенны и интерфейсного блока.
Inmarsat-M — портативная версия стандарта B, по габаритам похож на чемоданчик "дипломат"; голосовые сервисы на скорости 4,8 Кбит/с, сервис по передаче факсов и данных на скорости 2,4 Кбит/с; в настоящее время вытесняется терминалами Мини-М и М4(GAN).
Inmarsat-Mini-M — удешевленная, с габаритами ноутбука, версия стандарта М с теми же услугами.
Inmarsat-GAN(M4) — это гибрид Inmarsat-B и Inmarsat-Мини-М; ранее назывался Inmarsat MultiMedia-Mini-M, отсюда M4; обеспечивает дополнительно режим ISDN (64/56 Кбит/с) и MPDS (до 64 Кбит/с). Последний был разработан для комфортной работы в Интернете, оплата за объём скачанного трафика.
Inmarsat-Fleet — морской вариант GAN(М4); существует в трех видах, отличающихся по функциональности и цене: F77, F55 и F33.
Inmarsat-D/D+ — это глобальный пейджер. D+ отличается возможностью отправки коротких сообщений.
Inmarsat-E — сеть прекратила свою работу 01.12.2006.
Inmarsat-RBGAN — обеспечивает пакетную передачу данных со скоростью до 144 кбит/с., оплата за объём скачанного трафика
Inmarsat-BGAN — обеспечивает одновременную речевую связь и высокоскоростную передачу данных до 492 Кбит/с; оплата за объём скачанного трафика.
Inmarsat-FleetBroadband — новый сервис, запущенный в 2008 году, обеспечивает независимую одновременную работу телефонной связи и широкополосного канала передачи данных на скорости до 432 Кбит/с; терминалы работают со спутниками четвёртого поколения.
Российская прописка
В России услуги спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет государственное предприятие «Морсвязьспутник», которое с самого основания ИНМАРСАТ (1979 г.) является участником и партнёром этой международной компании. Решение об участии в создании и работе Международной организации ИНМАРСАТ было принято правительством СССР ещё в 1975 году. И уже в следующем, 1976 году, было создано Всесоюзное объединение «Морсвязьспутник» и подписана Конвенция и Эксплуатационное Соглашение о Международной организации морской спутниковой связи ИНМАРСАТ. Более трёх тысяч судов гражданского назначения сегодня оснащены терминалами этой спутниковой связи. Тенденция к увеличению спроса пользователей на услуги связи системы ИНМАРСАТ сохраняется, растёт и число абонентских станций, работающих на территории России.
Сайт компании Inmarsat (англ. яз.)
Карты покрытий Inmarsat (англ. яз.)
Сайт компании Морсвязьспутник (русс. яз.)